Документальное оформление операций, связанных с безналичным оборотом денежных средств.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе (или в установленных случаях электронного платежного документа) распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств или распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов), установленные Положением о безналичных расчетах.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
Платежное поручение (форма № 0401060) |
Расчетный документ, оформляющий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке и являющийся основанием для списания денежных средств с расчетного счета организации |
Аккредитив (форма № 0401063) |
Расчетный документ, оформляющий поручение плательщика обслуживающему его банку (банку-эмитенту) произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи |
Платежное требование (форма № 0401061) |
Расчетный документ, оформляющий поручение получателя средств обслуживающему его банку осуществить действия по получению от плательщика платежа в акцептном или без акцептном порядке |
Инкассовое поручение (форма № 0401071) |
Расчетный документ, оформляющий поручение получателя средств обслуживающему его банку осуществить действия по получению от плательщика платежа в бесспорном порядке |
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банками представляются выписки по расчетным (специальным) счетам с приложением первичных (оправдательных) документов, к которым относятся в том числе и расчетные документы. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном (специальном) счете и суммы операций по зачислению и списанию средств с расчетного (специального) счета. Каждая операция, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена приложенным к ней документом. На всех оправдательных документах должна быть отметка банка об их исполнении, которая подтверждает обработку работником банка данного документа.
Сальдо и обороты, отраженные в выписках банка, должны соответствовать данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтер по учету денежных средств на счетах в банках осуществляет постоянный контроль за соответствием этих данных, проверяя правильность сумм, указанных в выписке. При обнаружении ошибки бухгалтер либо лицо, уполномоченное для работы с банками, немедленно направляет в банк извещение (например, в форме письма) об ошибочном зачислении или списании денежных средств с расчетного (специального) счета. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.