Анализ себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации.
При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.
Для проведения анализа себестоимости продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о соблюдении норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки и расценок, имеющиеся в плановом отделе, отделе организации труда и заработной платы, техническом и других отделах организации. В условиях применения нормативного метода учета затрат на производство продукции осуществляется анализ фактических расходов в сопоставлении с плановыми, для чего используются нормативные калькуляции.
Основными задачами нормативного метода учета затрат на производство являются:
- своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве;
- содействие выявлению имеющихся в производстве резервов.
Нормы затрат разрабатываются на каждый вид полуфабрикатов, узлов, деталей, продукции (работ) в условиях достигнутого в организации уровня технологии и организации производства и труда и служат для непосредственного отпуска материальных ресурсов на производственные нужды и расчета заработной платы.
Анализ себестоимости продукции начинается с оценки выполнения плана по затратам на 1 руб. товарной продукции, а затем анализируется себестоимость выпущенной продукции и себестоимость единицы важнейших изделий.
Анализ затрат на 1 руб. выпущенной продукции
Основным, обобщающим показателем, характеризующим себестоимость и уровень рентабельности продукции, являются затраты на 1 руб. производимой продукции, так как именно этот показатель обеспечивает увязку плана и отчета по себестоимости продукции с прибылью, но самое главное - позволяет устанавливать динамику снижения себестоимости продукции за несколько лет.
Предельный уровень затрат определяется как отношение плановой себестоимости выпускаемой продукции, намеченной к выпуску в планируемом периоде, к стоимости этой продукции в отпускных ценах организации, а лимит (предельный уровень) материальных затрат - как отношение плановой величины материальных затрат, предусматриваемых в составе планируемой себестоимости, к стоимости выпускаемой продукции.
Анализ затрат на 1 руб. выпускаемой продукции имеет целью выявить и оценить резервы снижения производственных затрат и успешное выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат.
Выполнение установленного задания по предельному уровню затрат и лимиту материальных затрат оценивается посредством сопоставления фактических затрат на 1 руб. товарной продукции (в ценах, принятых в плане) и входящих в их состав материальных затрат с соответствующими затратами по утвержденному плану.
При оценке выполнения заданий по себестоимости и лимиту (предельному уровню) материальных затрат не учитывается экономия затрат от снижения себестоимости продукции, полученная в отчетном периоде по сравнению с планом в результате невыполнения намеченных мероприятий по развитию и совершенствованию производства (вводу и освоению производственных мощностей, освоению плана производства новых видов продукции и т.п.).
Изменение уровня прямых материальных затрат в результате имевшихся в отчетном периоде отклонений от плановой структуры продукции определяется как разность между плановыми прямыми материальными затратами на 1 руб. товарной продукции по вышеперечисленным статьям в расчете на фактический выпуск и ассортимент продукции и прямыми материальными затратами на 1 руб. выпущенной продукции по утвержденному лимиту (предельному уровню).
Анализ изменения всех затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с планом производится на основе рассмотрения следующих трех факторов: